Социальный, технический и художественный миры

Три мира разума

Статья для конфликтхантеров и архитекторов событий АС ТРИЗ
Алексей Щинников, автор технологии «Конфликторинг»
Информация одинаковая, а картины мира в воображении собеседников рисуются разными. В чем дело?

Писатель написал рассказ, но читателям его герои показались ненастоящими. Инженер сделал изобретение, но инвесторам оно показалось нереализуемым. Человек хочет защитить свои интересы в переговорах, но его доводы показались оппоненту надуманными.

Что порождает такие ситуации?
По какой причине один человек не понимает другого?

Использование технологии «Конфликторинг» подразумевает единство (системность) мира, из чего следует, что социальные, технические и художественные системы составляют одну систему в мышлении человека, управляемую логикой.
Чтобы люди могли совместно и разумно взаимодействовать, необходимо единомыслие по выбранным темам. Единомыслие – это одинаковое понимание целей и действий каждого из участников взаимодействия: кто что будет делать для достижения общей цели, кто как понимает что-либо.

Для этого необходимо, чтобы люди принимали законы логики не как инструмент для решения каких-либо задач, например, математических или юридических, а как мировоззрение, то есть законы логики должны быть для людей мировоззрением. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Если законы логики становятся мировоззрением, то в картине мира человека появляется необходимость действовать исходя из таких принципов: однозначность, достоверность и непротиворечивость.

Это позволяет передавать информацию друг другу точно, ясно и максимально правдиво, а также проникать в картины мира друг друга, осознавать сходство и различие частей мировоззрений для лучшего взаимодействия, и, в конце концов, быть добрей друг к другу.

Когда люди общаются, то часто их высказывания неоднозначны, недостоверны и противоречивы. В обычной жизни такое нарушение законов логики приводит к конфликтам, а в серьезных ситуациях может изменить судьбу. Например, что будет, если судьи не будут использовать законы логики? Сколько в истории случаев посадок в тюрьму по ложному обвинению! Человек разве откажется от того, чтобы у судей логика была бы мировоззрением в тех случаях, когда человека ложно обвинили и притащили в суд?

Интуитивно люди понимают, что однозначное, достоверное и непротиворечивое взаимодействие людей полезно, и, даже не углубляясь в науку логики, стараются следовать этим принципам, если нет желания намеренно обманывать. Что же, кроме нарушения законов логики в общении, еще мешает понимать друг друга?

Вторая корневая причина – это разделение мировоззрения на три части: социальный мир, технический мир и художественный мир, и неразличение их.

Рассмотрим их в следующем порядке:
Художественный мир – это условная реальность, система вымышленных объектов, созданная воображением авторов произведений с помощью художественных средств по законам искусства или науки, и существующая исключительно в «голове» людей, частично реализуемая в техническом мире в виде вещей: книгах, кино, картинах или скульптурах, или в социальном мире в виде поступков людей. Художественный мир люди часто воспринимают как реальный, что даёт возможность развивать изобретательские, творческие способности, но при этом есть риск, что человек останется в своих фантазиях, так и не перейдя к реализации своих идей.

Технический мир - это система технических объектов (вещей). В отличие от художественного мира, технический существует в реальности. Другими словами, технический мир реализует в реальности части художественного мира. Например, в сказках упоминаются волшебные вещи, такие как, например, ковёр самолёт. В реальности эта волшебная вещь реализована в технике в виде вертолётов и самолётов. Технический мир создаётся людьми через их поступки (они производят технические объекты), то есть художественный мир проникает в технический через социальный мир.

Социальный мир – это система, подсистемами которой являются люди. Люди взаимодействуют и между собой связаны. Группы людей имеют общие цели и разные цели с другими группами людей. Все вместе – это человечество. Пока еще человечество, как единая система, не пришла к пониманию общей системной цели (общей цели для всех).

Если на Земле останется всего один человек, то будет существовать художественный и технический мир, но социального уже не будет, так как для социального мира нужно минимум два человека.

Три этих мира объединены в одну систему, взаимодействуют и взаимосвязаны.

Возьмём для примера сказку «О молодильных яблоках и живой воде», в которой Иван-царевич обретает верного друга волколака (оборотень серый волк). Сказка существует только в нашем воображении (художественный мир), но иногда люди создают технические объекты по мотивам сказки, например, есть замечательная картина Васнецова «Иван-царевич и серый волк». Эта сказка также материализована в виде мультфильмов, издана в сборниках русских сказок (технический мир). Люди, подражая героям сказки, используют модели поведения в обычной жизни (социальный мир).

Из примера видно, что мир един, что социальный, технический и художественный мир – это единая система, в которой происходит обмен информацией.

Как определить, о каком мире люди говорят, произнося или записывая что-либо?

Если человек говорит о художественных объектах, то они всегда вымышленные, но могут иметь отражение в техническом мире. Например, показывая рукой на пролетающий самолёт, собеседник может сказать, что пролетает ковёр самолёт. Здесь очевидно, что он имел ввиду именно самолёт, а назвал его сказочным именем, так как он провел аналогию с этим сказочным объектом (самолёт и ковёр самолёт могут летать и перемещать людей по воздуху, только первый в материальном мире, а другой в вымышленном).

Отличать миры нужно по законам логики, уточняя, спрашивая, конкретизируя, приводя примеры и подтверждая фактами.

Вымышленные объекты всегда существуют в обобщённом виде. Например, даже максимально конкретно описанный персонаж книги будет обобщением, а не конкретным лицом, живущим в реальности.

Технический же объект имеет всю полноту материальности, настолько всю, что человек не способен описать словами этот объект.

Со временем законы искусства, по которым создаётся вымышленный (сказочный) объект, заменяются научным методами, все более конкретизирующими способы выполнения сказочных функций. Сказки превращаются в быль наукой, после чего волшебные объекты становятся уже вполне материальными и привычными, и входят в обыденную жизнь человека.

Так как художественный и технический миры связаны социальным миром через мышление, то за разделение и объединение миров отвечает логика человека.

Именно логика даёт возможность абстрагировать, конкретизировать, сравнивать, обобщать, анализировать, синтезировать и идеализировать объекты этих трёх миров.

Идеализация, один из вышеуказанных научных методов, позволяет более глубоко постигать реальность, выделяя только нужные свойства объекта для достижения цели.

Например, в ТРИЗ есть идеальность систем. Эти системы должны исчезнуть в реальности (то есть стать художественными объектами), но они должны выполнять обозначенную функцию. Ковёр самолёт – это объект, который легко может быть даже не ковром, а некой невидимой силой, переносящей людей по воздуху. «Системы нет, а функция выполняется». Такой идеализацией мы выделяем только то, что необходимо, получаем результат, а все, что связано с материальным воплощением, а, следовательно, и с материальными затратами на воплощение, исчезает. После чего мы можем выбрать любой подходящий ресурс из имеющихся в реальности для выполнения функции, но более дешёвый и простой, то есть эффективный.

Техническая идеальность, описанная выше, вступает в противоречие с социальной идеальностью. Если вещь мы можем удалить, чтобы реализовать функцию другим способом, то что будет, если этот подход применить в социальном мире?

Если к людям применить техническую идеальность, то есть человека нет, а его функция выполняется, то происходят как полезные события, так и вредные. Полезные – это изобретения, заменяющие человека в нелегком труде, спасая людей часто от гибели, заменяя человека в опасной работе. Но, если бездумно убирать людей, то это приведёт к деградации общества, так как будут нарушаться интересы людей, попираться права и ограничиваться свободы, начнет исчезать взаимопомощь, что как раз является фундаментом общества.

Социальная идеальность – это когда интересы всех участников улучшаемой системы удовлетворяются, никто не пострадает и общая цель достигается. Идеальная социальная система не имеет разногласий (конфликтов), то есть это интегративная система (объединённая). Для создания таких систем предназначена технология «Конфликторинг».

Различие социального и технического мира по идеальности рассмотрели, а вот что же такое художественная идеальность?

Идеальная художественная система предназначена для катарсиса пользователя. Катарсис – это очищение. Пользователь (зритель, слушатель, читатель) настолько погружается в художественный мир, созданный автором произведения, что сливается с ним, отождествляя себя с героем произведения, и проходит все этапы изменения героя, очищаясь вместе с ним. Герой произведения – это идеальный образ пользователя художественной системы, при этом не обязательно идеально хороший, а как раз имеющий недостатки, которые по сюжету он исправляет, одновременно побеждая не только свои недостатки, но и врагов, которые остались в памяти пользователя. Например, читая книги о Гарри Поттере, многие побеждают не только главного злодея, но ещё и вырастают нравственно и физически, возвышаясь над типичным школьным хулиганом Драко Малфоем.
Выводы

Непонимание друг друга проистекает из-за незнания о существовании трех миров, которые противоречивы и одновременно являются одним целым. Изучение законов логики и принятие их в свое мировоззрение поможет различать эти миры и видеть их единство.

Если изобретатель не сможет описать художественный мир, в котором его изобретение полезно людям, то его не сможет понять инвестор, который сопоставит художественную модель с реальными возможностями воплощения изобретения. При этом, если изобретатель описал только художественный мир своего изобретения, но не подтвердил фактами, что в реальности изобретение тоже будет полезно людям, то инвестор также откажет изобретателю в помощи - «ибо не убедил».

Если писатель написал рассказ, в героях которого читатели не увидели себя, то произведение будет пылиться на задворках литературы.

Если при общении одни люди доказывают существование в реальности вымышленных объектов, а другие верят их авторитету, то здесь появляется поле для обмана.

Человек, у которого законы логики прочно укоренились в мировоззрении, никогда не поверит доводам в переговорах, которые не поддержаны действительностью, то есть не опираются на социально-технический мир.

Однако, если игнорировать художественный мир, то отношения людей не будут очищаться (не будет катарсиса). Также без художественного мира не будет изобретений, развития техники, прогресса.

Умение различать миры и видеть их единство сделает взаимодействие людей более полным и разумным.