Художественный мир – это условная реальность, система вымышленных объектов, созданная воображением авторов произведений с помощью художественных средств по законам искусства или науки, и существующая исключительно в «голове» людей, частично реализуемая в техническом мире в виде вещей: книгах, кино, картинах или скульптурах, или в социальном мире в виде поступков людей. Художественный мир люди часто воспринимают как реальный, что даёт возможность развивать изобретательские, творческие способности, но при этом есть риск, что человек останется в своих фантазиях, так и не перейдя к реализации своих идей.
Технический мир - это система технических объектов (вещей). В отличие от художественного мира, технический существует в реальности. Другими словами, технический мир реализует в реальности части художественного мира. Например, в сказках упоминаются волшебные вещи, такие как, например, ковёр самолёт. В реальности эта волшебная вещь реализована в технике в виде вертолётов и самолётов. Технический мир создаётся людьми через их поступки (они производят технические объекты), то есть художественный мир проникает в технический через социальный мир.
Социальный мир – это система, подсистемами которой являются люди. Люди взаимодействуют и между собой связаны. Группы людей имеют общие цели и разные цели с другими группами людей. Все вместе – это человечество. Пока еще человечество, как единая система, не пришла к пониманию общей системной цели (общей цели для всех).
Если на Земле останется всего один человек, то будет существовать художественный и технический мир, но социального уже не будет, так как для социального мира нужно минимум два человека.
Три этих мира объединены в одну систему, взаимодействуют и взаимосвязаны.
Возьмём для примера сказку «О молодильных яблоках и живой воде», в которой Иван-царевич обретает верного друга волколака (оборотень серый волк). Сказка существует только в нашем воображении (художественный мир), но иногда люди создают технические объекты по мотивам сказки, например, есть замечательная картина Васнецова «Иван-царевич и серый волк». Эта сказка также материализована в виде мультфильмов, издана в сборниках русских сказок (технический мир). Люди, подражая героям сказки, используют модели поведения в обычной жизни (социальный мир).
Из примера видно, что мир един, что социальный, технический и художественный мир – это единая система, в которой происходит обмен информацией.
Как определить, о каком мире люди говорят, произнося или записывая что-либо?
Если человек говорит о художественных объектах, то они всегда вымышленные, но могут иметь отражение в техническом мире. Например, показывая рукой на пролетающий самолёт, собеседник может сказать, что пролетает ковёр самолёт. Здесь очевидно, что он имел ввиду именно самолёт, а назвал его сказочным именем, так как он провел аналогию с этим сказочным объектом (самолёт и ковёр самолёт могут летать и перемещать людей по воздуху, только первый в материальном мире, а другой в вымышленном).
Отличать миры нужно по законам логики, уточняя, спрашивая, конкретизируя, приводя примеры и подтверждая фактами.
Вымышленные объекты всегда существуют в обобщённом виде. Например, даже максимально конкретно описанный персонаж книги будет обобщением, а не конкретным лицом, живущим в реальности.
Технический же объект имеет всю полноту материальности, настолько всю, что человек не способен описать словами этот объект.
Со временем законы искусства, по которым создаётся вымышленный (сказочный) объект, заменяются научным методами, все более конкретизирующими способы выполнения сказочных функций. Сказки превращаются в быль наукой, после чего волшебные объекты становятся уже вполне материальными и привычными, и входят в обыденную жизнь человека.
Так как художественный и технический миры связаны социальным миром через мышление, то за разделение и объединение миров отвечает логика человека.
Именно логика даёт возможность абстрагировать, конкретизировать, сравнивать, обобщать, анализировать, синтезировать и идеализировать объекты этих трёх миров.
Идеализация, один из вышеуказанных научных методов, позволяет более глубоко постигать реальность, выделяя только нужные свойства объекта для достижения цели.
Например, в ТРИЗ есть идеальность систем. Эти системы должны исчезнуть в реальности (то есть стать художественными объектами), но они должны выполнять обозначенную функцию. Ковёр самолёт – это объект, который легко может быть даже не ковром, а некой невидимой силой, переносящей людей по воздуху. «Системы нет, а функция выполняется». Такой идеализацией мы выделяем только то, что необходимо, получаем результат, а все, что связано с материальным воплощением, а, следовательно, и с материальными затратами на воплощение, исчезает. После чего мы можем выбрать любой подходящий ресурс из имеющихся в реальности для выполнения функции, но более дешёвый и простой, то есть эффективный.
Техническая идеальность, описанная выше, вступает в противоречие с социальной идеальностью. Если вещь мы можем удалить, чтобы реализовать функцию другим способом, то что будет, если этот подход применить в социальном мире?
Если к людям применить техническую идеальность, то есть человека нет, а его функция выполняется, то происходят как полезные события, так и вредные. Полезные – это изобретения, заменяющие человека в нелегком труде, спасая людей часто от гибели, заменяя человека в опасной работе. Но, если бездумно убирать людей, то это приведёт к деградации общества, так как будут нарушаться интересы людей, попираться права и ограничиваться свободы, начнет исчезать взаимопомощь, что как раз является фундаментом общества.
Социальная идеальность – это когда интересы всех участников улучшаемой системы удовлетворяются, никто не пострадает и общая цель достигается. Идеальная социальная система не имеет разногласий (конфликтов), то есть это интегративная система (объединённая). Для создания таких систем предназначена технология «Конфликторинг».
Различие социального и технического мира по идеальности рассмотрели, а вот что же такое художественная идеальность?
Идеальная художественная система предназначена для катарсиса пользователя. Катарсис – это очищение. Пользователь (зритель, слушатель, читатель) настолько погружается в художественный мир, созданный автором произведения, что сливается с ним, отождествляя себя с героем произведения, и проходит все этапы изменения героя, очищаясь вместе с ним. Герой произведения – это идеальный образ пользователя художественной системы, при этом не обязательно идеально хороший, а как раз имеющий недостатки, которые по сюжету он исправляет, одновременно побеждая не только свои недостатки, но и врагов, которые остались в памяти пользователя. Например, читая книги о Гарри Поттере, многие побеждают не только главного злодея, но ещё и вырастают нравственно и физически, возвышаясь над типичным школьным хулиганом Драко Малфоем.