Методы Алексея Щинникова

С 2013 года мною ведётся непрерывная работа по разработке и совершенствованию методов решения творческих задач. Представленные здесь методы объединяет особое внимание на применении формальной логики, алгоритмического подхода и даже нейросетей к процессу творчества. Работа продолжается, постоянно появляются новые методы, а существующие развиваются и адаптируются к современным вызовам. Цель — сделать творчество более доступным, интересным и разумным.

Все методы легко адаптируются для использования с нейросетями.

Методы представлены в порядке от самых новых к более ранним разработкам.
Ходовик
Алгоритмический метод решения проблем основан на построении детального алгоритма проблемы, включающего все объекты, их действия, свойства, а также место и время действий. Затем, путём изменения этого алгоритма (изменение места, времени, свойств, действий объектов, добавление или удаление объектов и т. д.), ищутся варианты устранения проблемы. Оценивая эффективность, стоимость и сложность реализации каждого изменения, выбирается наилучшее решение. Метод стимулирует системное мышление и поиск нестандартных решений благодаря детальному алгоритмическому анализу.
База промт-инженера
Набор логических приёмов, помогающих эффективно взаимодействовать с нейросетями. Основываясь на принципах формальной логики, метод предлагает чётко определять понятия, проводить классификацию, использовать сравнение, обобщение, конкретизацию, инверсию, аналогию, строить умозаключения, учитывать контекст и подтекст. Цель — формулировать промты (запросы) максимально точно и однозначно, чтобы нейросеть генерировала результаты, соответствующие заданным критериям. Кроме того, Метод учитывает специфику «мышления» нейросети, основанного на ассоциациях.
Алгоритм создания фантастики
Метод генерации фантастических идей и сюжетов, основанный на сознательном и логическом манипулировании свойствами реальности. Алгоритм предполагает выбор области знаний (физиотика, биотика, антропотика, койнонотика, технотика), затем объекта или явления из этой области, и изменение одного из его свойств так, чтобы оно противоречило действительности (фантастическое допущение). Далее описываются последствия этого изменения для вымышленного мира. Метод показывает, как создавать фантастику алгоритмически, в том числе с помощью нейросетей.
РУНАЛИР
Русский Научный Алгоритм Изобретательства и Рационализации, развивающий идеи Рувалира. Вместо волшебных аналогий здесь используются гипотетические элементы, заменяемые впоследствии реальными аналогами. Метод включает моделирование, поиск аналогов, разработку и сравнение вариантов, прототипирование и внедрение, что делает его более приближенным к инженерной практике.
РУВАЛИР
Русский Волшебный Алгоритм Изобретения и Рационализации – метод поиска решений с помощью фантастических (волшебных) аналогий. Алгоритм предполагает пять шагов: анализ реальной системы, замена её подсистем волшебными аналогами, описание получившейся фантастической системы, замена волшебных элементов реальными и, наконец, формулировка изобретения или рационализаторского предложения. РУВАЛИР объединяет методы Волшебнер и РАСИ.
РАСИ
Русский Алгоритм Создания Изобретений – это обратный «Волшебнеру» процесс. Вместо перевода технических функций в волшебные, РАСИ трансформирует волшебные функции сказочного предмета в реальные технические решения. Таким образом, «Волшебнер» помогает придумать волшебный аналог реального предмета, а РАСИ – найти реальное воплощение волшебной идеи. Оба метода способствуют развитию изобретательского мышления.
Волшебнер
Конструктор волшебных предметов и миров, основанный на реверс-инжиниринге. Метод предлагает взять за основу существующее техническое устройство, проанализировать функции его элементов, а затем перевести эти функции в волшебные аналоги, действующие по законам вымышленного мира. Это развивает способность к функциональному анализу, созданию наилучших (волшебных) моделей и преодолению инерции мышления.
ТОТА
Теория общего творческого алгоритма обобщает все творческие методы изобретательства, драматургии, решения проблем (в т. ч. конфликтов/противоречий) и другие. В любом направлении, где требуется творчество, ТОТА помогает работать с алгоритмами достижения целей. В основе теории постулат о том, что творчество строится на формальной логике, что позволяет делать научные открытия, создавать художественные произведения и изобретать технику.
АРПОСТ
Алгоритм Решения Проблем Определением Сложных Терминов — это логический метод, основанный на уточнении значений ключевых слов, описывающих проблему. Алгоритм предполагает четыре шага: 1) Формулировка проблемы в виде «ТОП (Точный Объект Проблемы) + Почему?»; 2) Определение каждого слова в формулировке до достижения полной ясности, используя уточняющие вопросы; 3) Формулировка вывода на основе понимания происхождения проблемы; 4) Предложение решений, используя только однозначно определённые термины. Метод сделан в соавторстве с Д. Мироненко.

Двупричинность — метод решения проблем, основанный на анализе управляемых и неуправляемых функций.

Проблема рассматривается как неуправляемая функция (вредная, недостаточная или избыточная). Метод предлагает выявить эту функцию и, используя различные мыслительные инструменты, сделать её управляемой. Например, пожар (огонь + горючее) или воровство (возможность украсть + скрытность) предотвращается управлением одним из этих факторов. Метод помогает найти ключевые точки воздействия для решения проблемы.

В 2024 году этот метод станет одной из основ алгоритма решения проблем «Ходовик».
ХАРИЗ
Художественный алгоритм решения изобретательских задач объединяет алгоритмический и художественный подходы к поиску решений. Метод «оживляет» технические элементы проблемы, превращая их в героев изобретательской истории, построенной по законам драматургии: «Путешествие героя», трёхактная структура, морфология сказки. Этот подход раскрепощает мышление и стимулирует воображение, помогая найти нестандартные решения в рамках АРИЗ-85В, не прибегая к предварительной психологической подготовке (РТВ).
Робот Ресурс / Тоталирум
«Робот Ресурс» и его расширенная версия «Тоталирум» — методы развития воображения, основанные на представлении объектов как конгломератов нанороботов, управляемых алгоритмами (аналог волшебства). «Робот Ресурс» фокусируется на манипулировании свойствами объектов с помощью воображаемых нанороботов, а «Тоталирум» расширяет концепцию до уровня фантастической вселенной, где люди управляют реальностью с помощью нанокода – языка программирования нанороботов, реализуя любые фантастические допущения. Оба метода стимулируют творческое мышление.
Гарпун
Г.А.Р.П.У.Н. (Графический Алгоритм Решения Проблем УНиверсальный) — это метод решения задач, визуализирующий процесс поиска на графической схеме. Информация о проблеме вносится в схему в произвольном порядке, постепенно выстраивая логическую цепочку от нежелательного эффекта к нужному результату. Метод позволяет «гарпунить» причину проблемы, анализируя связи между элементами системы, и превращать её в решение. Гибкость метода даёт возможность решать как основную задачу, так и вторичные, возникающие в процессе анализа.
Конфликторинг
Технология логических переговоров, позволяющая достигать win-win-win результатов путём логического разрешения конфликтов. В основе метода лежит Таблица логических результатов, помогающая проанализировать возможные исходы взаимодействия и выбрать лучший результат, а также алгоритм, удерживающий фокус переговоров на общей цели. Метод учитывает интересы всех сторон, включая третьи лица, и стремится к поиску истины и интеграции, а не к противоборству. Метод применим в различных областях: от бизнеса и семейных отношений до сторителлинга и инженерных задач. Несколько версий.
Волшебный оператор
Метод стимулирует творческое мышление, используя сказочные элементы. Он предлагает анализировать волшебные предметы из сказок, определяя их функции, а затем искать аналогичные функции в других сказках или реальных объектах (например, шапка-невидимка и технологии маскировки). В обратном порядке метод позволяет наделять обычные предметы, такие как стол, волшебными свойствами (стол-невидимка, стол-скороход), расширяя границы воображения и генерируя новые идеи.
Гибридизация
Метод конструирования новых идей посредством логического объединения систем. Представляет собой интеллектуальную игру, в которой идеи создаются по универсальным правилам. Развивает системное и изобретательское мышление, воображение, способность видеть ресурсы и возможности, работать в команде. Метод применим в любых сферах для создания новых продуктов, организаций, историй, бизнес-моделей и других инноваций.
Изобретательский квадрат
Простой метод развития творческого мышления и освоения базовых изобретательских навыков. Суть метода заключается в применении четырёх мыслительных операций — уменьшение, увеличение, предельность (минимум/максимум) и «наоборот» — к различным параметрам системы. Это позволяет генерировать новые идеи и изменять состояния системы, исследуя её потенциал. Кроме того, метод допускает комбинирование операций, например, «уменьшение наоборот» или «увеличение до предела», расширяя границы воображения.
Кларифика
16-ТП «Кларифика» (CPS TRIZ) — метод углубленного анализа проблем, расширяющий классическую модель Технического Противоречия (ТП). Вместо двух традиционных комбинаций «если А, то Б, но не В» и «если не А, то В, но не Б», «Кларифика» рассматривает все 16 возможных комбинаций наличия/отсутствия условий А, Б и В. Этот комплексный подход обеспечивает более полное понимание проблемы и открывает возможности для решения сложных инверсных (диверсионных) задач и задач на объединение альтернативных систем. Каждую комбинацию можно использовать в АРИЗ-85В.