Разбор N4

Логический анализ переговоров по Конфликторингу

Конфликтная ситуация «Авторское право»
КОМУ ПОЛЕЗНО:
Руководителям, медиаторам, конфликтологам, специалистам по кадрам, психологам, юристам, участникам управленческих поединков по технологии Тарасова, специалистам по ТРИЗ.

ИСТОЧНИК:
Сборник ситуаций Чемпионатов России по управленческой борьбе по технологии Тарасова. Ситуация «Авторское право».

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ:
На крупном транспортном предприятии скоро будет проводиться фотоконкурс. Специалист (проводник) увлекается фотографией. Сделав несколько художественных снимков поездов и ж/д составов, он отправил их Сотруднику, отвечающему за проведение фотоконкурса. Однако, через две недели на станции в Иркутске Специалист увидел свои фотографии на обложке расписания следования пригородных поездов на будущий год. Возмутившись, он требует оплатить использование фотографий не по назначению, иначе обратится в суд.

Сотрудник хочет мирно решить конфликт, всё же предложив Специалисту участие в фотоконкурсе.

Руководитель отдела, где работает Сотрудник должен урегулировать конфликт по авторскому праву без оплаты за фотографии, но с возможным наказанием Сотрудника.

Как быть?

Физические объекты конфликта (ФОК) в системе

Система по урегулированию конфликта состоит из:

Молодой специалист (Специалист) транспортного предприятия. Работает проводником. В качестве хобби занимается изготовлением фотографий поездов и ж/д составов. Отправил фотографии на фотоконкурс транспортного предприятия. Согласия на другое использование фотографий, кроме фотоконкурса, не давал. Готов получить денежное возмещение за нарушение авторских прав, иначе может обратиться в суд.

Фотографии пригородного поезда на станции «Слюдянка», сделанные Специалистом. Высокого художественного качества.

Фотоконкурс. Проводит транспортная компания.

Сотрудник, ответственный за проведение фотоконкурса. Должен был отправить фотографии на конкурс, но вместо этого они попали в Расписание.

Готов обсудить возможность использования фотографий в рамках условий конкурса. Желает решить проблему мирно.

Расписание следования пригородных поездов на будущий год. На станции в городе Иркутск. Использованы фотографии МС на обложке, которые он отправлял Сотруднику на фотоконкурс.

Руководитель отдела, в котором работает Сотрудник.
Хочет урегулировать конфликт, но так, чтобы не платить денег за фотографии, ведь статьи в бюджете на это нет. Готов наказать Сотрудника, если окажется, что он виновен в этом конфликте.

ПОДГОТОВКА К ПЕРЕГОВОРАМ ПО КОНФЛИКТОРИНГУ

(Конфликторинг – технология системно-интегративных переговоров https://conflictoring.ru).
Предварительно сделаем схемовизуализацию
Алгоритм
1. Система предназначена для общей цели: фотоконкурс.
Общий интерес участников спора в проведении фотоконкурса и участия в нём.

2. Системное противоречие.
СТОРОНА 1 (Специалист):
СП-1: Если отдел заплатит за авторские права, то нарушение исчерпано, но Специалист не сможет участвовать в фотоконкурсе (фотографии станут предметом разбирательств, возможно даже в суде).

СТОРОНА 2 (Руководитель отдела):
СП-2: Если отдел не заплатит за авторские права, то Специалист сможет участвовать в фотоконкурсе, но нарушение не будет исчерпано.

Интерес Специалиста – нарушение авторских прав исчерпано.
Интерес Руководителя отдела – участие Специалиста в фотоконкурсе (руководитель отдела отвечает за проведение фотоконкурса).

Если принять позицию СТОРОНЫ 1 (Отдел заплатит за авторские права), то интерес СТОРОНЫ 2 не будет удовлетворен (Специалист не будет участвовать в фотоконкурсе).
Если принять позицию СТОРОНЫ 2 (Отдел не заплатит за авторские права), то интерес СТОРОНЫ 1 не будет удовлетворен (нарушение не исчерпано).

3. ИКР (интегративный конечный результат, win-win-win):
ради ФОТОКОНКУРСА стороны совместно ищут ресурс для того, чтобы Специалист участвовал в фотоконкурсе, и чтобы нарушение авторских прав было бы исчерпано.

На этом шаге делается физический паспорт интересов и общего интереса. Описываются реальные физические объекты интересов.

4. Общая проблема (что мешает достичь ИКР?): фотографии размещены на Расписании.

На этом шаге делается физический паспорт общей проблемы. Описываются реальные физические объекты общей проблемы (помехи).

5. Место, время и суть физической (реальной) причины общей проблемы.

Что породило размещение фотографий на Расписании?
Сотрудник отдела без разрешения Специалиста передал фотографии для Расписания.

Где?
Внутри компании.

Когда?

За две недели до того, как Специалист увидел фотографии на Расписании.

6. Условия, при которых противоречие снимается.
Поиск ресурсов для ИКР:

a) Не допустить причину.
Не допустить уже нельзя.

b) Компенсировать причину.
Руководитель предлагает Специалисту использовать ошибку Сотрудника (возможно даже его корыстный умысел). Обратить вред в пользу. С какой целью Сотрудник передал фотографии для печати Расписания еще предстоит выяснить. Однако, урегулировать конфликт можно с пользой для всех: отдел отправляет на фотоконкурс не только фотографии, но и экземпляры Расписания, как доказательство того, что художественный уровень фотографий уже высоко оценен транспортной компанией. Это позволит специалисту претендовать на призовое место (за которое, вполне возможно, будет денежное вознаграждение).

с) Устранение последствий общей проблемы
Последствием размещения фотографий на Расписании может быть суд, а это плохо для Руководителя отдела и его сотрудников. Может быть сорван фотоконкурс. Тогда и Специалист не сможет участвовать в фотоконкурсе. Это направление поиска решения не рассматривается.

7. Оценка решения по «Таблице логических результатов»:
Найдено интеграционное решение «Возмещение». Уступка своей позиции Специалистом возмещается Руководителем отдела через содействие и помощи в фотоконкурсе. Сверхэффект в том, что бюджет Отдела не пострадает.

Проверка «Испытание Крахом»: как разрушить это решение?
Специалист может усомниться в предложении: «А в правилах фотоконкурса разве можно использовать фотографии, которые уже где-то использованы?»
На что Руководитель отдела спокойно отвечает: «А кто устанавливает правила? Разве не я?».

КОММЕНТАРИЙ:
В нахождении этого решения пригодился приём «Обратить вред в пользу». Обучение ТРИЗ можно пройти в онлайн-школе АС ТРИЗ https://astriz.ru/astriz.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Сделайте анализ конфликтной ситуации по сценариям «Таблицы логических результатов переговоров». Как провести переговоры по каждому из сценариев «Таблицы»?

КОНТАКТЫ:
Автор технологии «Конфликторинг» Алексей Юрьевич Щинников, основатель и руководитель Саратовской Школы ТРИЗ (АС ТРИЗ).
https://vk.com/saratovtriz
https://conflictoring.ru/