Физические объекты конфликта (ФОК) в топливной системе: бензин, бензобак, прибор, поплавковый датчик. Эти объекты входят в надсистему «Автомобиль».
1. Системное противоречие.
СТОРОНА 1 (Водитель):
СП-1: Если прибор визуально информирует водителя об окончании запаса бензина в бензобаке, то водитель вовремя узнаёт об окончании запаса бензина, но водителю неудобно пользоваться автомобилем.
СТОРОНА 2 (Изобретатель):
СП-2: Если прибор не визуально информирует водителя об окончании запаса бензина в бензобаке, то ему удобно пользоваться автомобилем, но не вовремя узнаёт об окончании запаса бензина.
Предмет спора – прибор.
Позиция А водителя (тезис) – прибор визуально информирует водителя об окончании запаса бензина в бензобаке
Позиция НеА изобретателя (антитезис) - прибор не визуально информирует водителя об окончании запаса бензина в бензобаке.
Интерес водителя – чтобы вовремя узнавать об окончании запаса бензина в бензобаке.
Интерес изобретателя – чтобы водителю было удобно пользоваться автомобилем (чтобы не приходилось часто смотреть на прибор, отвлекаясь от вождения).
2. Система предназначена для общей цели: перемещать грузы. В этой ситуации – перемещать водителя. Автомобиль должен быть всегда в движении, когда это нужно водителю.
Почему общая цель именно такая? Главная полезная функция автомобиля – перемещать грузы.
Определяя общую цель, мы выясняем, к какой надсистеме относится система. Это важно, так как требования к системе всегда задаёт надсистема. Подсистемы «работают» на надсистему. «Зарплату», то есть ресурсы, даёт также надсистема (среда, то окружение, в котором функционирует система).
3. ИКР (интегративный конечный результат, win-win-win): ради перемещения водителя стороны совместно ищут ресурс для того, чтобы вовремя узнавать об окончании запаса бензина в бензобаке, и чтобы водителю было удобно пользоваться автомобилем (не отвлекаться на прибор).
4. Общая проблема (что мешает достичь ИКР?): физически прибор не обеспечивает ИКР.
Физический паспорт проблемы: во время движения автомобиля расходуется бензин, а прибор визуально информирует водителя. Чтобы следить за уровнем запаса бензина, водитель смотрит на прибор, и в это время водитель не следит за дорогой, что очень опасно. (Можно сделать глубокий технический анализ общей проблемы).
5. Место, время и суть физической (реальной) причины общей проблемы.
(Используем логический причинно-следственный анализ).
Что порождает невозможность прибора обеспечить ИКР?
Прибор так устроен и размещен в автомобиле.
Где?
В автомобиле.
Когда?
При изготовлении автомобиля.
6. Условия, при которых противоречие снимается.
В «Таблице логических результатов переговоров» Конфликторинга есть три интеграционных сценария: Интеграция, Возмещение и Альтернатива.
Поиск ресурсов для ИКР:
a) Не допустить причину (Интеграция)
Не допустить причину нельзя. Автомобиль изменять в этом случае нельзя. В этих переговорах решается проблема конкретного автомобиля.
b) Компенсировать причину (Возмещение)
Изобретатель, чтобы не отвлекать взгляд водителя от дороги, предлагает компенсировать визуальную информацию другим способом.
У человека всего 5 органов чувств: зрение, слух (звук), обоняние (запах), вкус, осязание (кожные ощущения). Свойства прибора (и всей топливной системы), которые плохо работают с одним из органов чувств, нужно заменить другими. Запах, вкус и осязание не подходят. А вот звук хорошо решает задачу информирования водителя, не отвлекая от вождения. Осталось только найти способ как это реализовать.
Сделать прибор со звуком не получится (ранее указано, что прибор уже изготовлен визуально информирующим). Тогда необходимо рассмотреть другие части прибора. Это бензобак и бензин (они участвуют в передаче информации на прибор). Бензин - это вещество потребляемое, потому не подходит.
Исходим из того, что решается задача для конкретного водителя конкретного автомобиля, а не для всех автомобилей и водителей. Пусть бензобак будет издавать звук, когда бензин заканчивается. Для этого достаточно добавить поплавок, который будет стучать о дно бензобака. То есть компенсировать поплавковый датчик, вмонтированный в топливную систему, обычным поплавком с твердым «стучащим» наконечником.
Сверхэффект: в случае повреждения поплавкового датчика, второй поплавок будет работать исправно.
c) Устранение последствий общей проблемы (Альтернатива)
Что делать, если стороны не договорились? Например, если оставить все как есть, то придется возить с собой канистру бензина, чтобы заправлять по дороге, на случай, если бензин закончится далеко от заправки.
7. Оценка решения по «Таблице логических результатов».
Найдено интеграционное решение «Возмещение». Уступок нет, значит стороны нашли не компромиссное решение.
КОММЕНТАРИЙ:
Использование Конфликторинга для решения «технических конфликтов» имеет далеко идущие перспективы. Эмпатия, как один из методов создания изобретений и инноваций, давно применяется. Проведение технических переговоров, например, от имени деталей техники или частей каких-либо вещей, помогает понять работу технических систем, их взаимодействие, их «интересы», «желания», «чувства». В этом случае происходит объединение социального и технического мира в художественном (литературном) мире. Включается творчество!
За работу над «техническими переговорами» благодарю Александра Шевчука, руководителя Краснодарского клуба «Изучаем ТРИЗ», мастера Конфликторинга, адаптирующего Конфликторинг для использования в Управленческих поединках по технологии Тарасова.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Сделайте анализ конфликтной ситуации по сценариям «Таблицы логических результатов переговоров». Как провести переговоры по каждому из сценариев «Таблицы»?