Архетип «Возмещение» («1,1,0»)
«Ради общего интереса выполняется условие одной стороны, но она взамен удовлетворяет интерес другой стороны допустимыми для себя ресурсами. Удовлетворяя свой интерес, сторона помогает другой стороне удовлетворить её интерес»
Архетип «Интеграция» («1,1,1»)
«Ради общего интереса стороны находят доступный и допустимый ресурс удовлетворения своих интересов, не используя драгоценные ресурсы друг друга. Стороны помогают друг другу достичь удовлетворения общего интереса, при этом удовлетворяя свои интересы»
Архетип «Альтернатива» («1,0,1»)
«Ради общего интереса одна сторона отказывается от своего условия (позиции), при этом она имеет альтернативные варианты (ресурсы) удовлетворения своих интересов. Одна сторона сама достигает цели, без ущемления интересов другой стороны».

А голый ли король?
Как раскрыть обман

Алексей Щинников, автор Конфликторинга, г. Саратов
Мошенничество, обман, ложь, воровство сопровождают людей независимо от социального положения. Руководители государств или малых фирм, великие и обычные люди время от времени сталкиваются с «ткачами», о которых поговорим в этой статье. Дочитайте до конца, чтобы узнать способ разоблачения обмана заранее и обращать его себе в пользу.

Особенно статья полезна медиаторам, целью которых является такое разрешение спора, такое проведение переговоров, чтобы даже не надо было юридически у нотариуса заверять медиативное соглашение. Стороны в медиации должны получить вау-эффект (радость и восторг) от найденного решения. Но, чтобы такое случилось, и чтобы медиация не закончилась компромиссом, нужно проверять интегративное решение на предмет намеренного или случайного обмана.

Король любил пышные наряды. Они были его страстью. Этим решили воспользоваться два мошенника, предложившие королю сделку. Представившись ткачами, обещали за хорошее вознаграждение сшить новое платье королю, которое обладает чудесным свойством становиться невидимым для всякого человека, который не на своем месте сидит или непроходимо глуп.

Король дал обманщикам много денег, чтобы они немедля приступили к работе. Пока те «работали», по городу распространили весть, что скоро у короля будет необычное платье с чудесными свойствами.

«Ткачи» делали вид, что шьют платье королю, одновременно приворовывая выделяемые на наряд шелка и золото. Затем король поочередно присылал к ним своих министров, чтобы те оценили работу. Каждый министр, боясь показаться глупцом или занимающим не свое место, хвалил обманщиков. Затем сообщал королю, что видел замечательный новый наряд.

Король же, осознав, что попал в ловушку, сделал вид, что он тоже «видит» новое платье, уже понимая, насколько «прогнило» его окружение. Да и о себе он не мог сказать ничего хорошего. Осталось узнать, остались ли в городе честные люди.

Выйдя в новом «платье» на городскую площадь, идя в процессии со свитой, король надеялся, что хоть кто-то окажется честным и скажет правду. Ни один человек на площади не хотел признаться, что он ничего не видит, ведь это означало бы, что он либо глуп, либо не на своем месте сидит. Ни одно платье короля не вызывало еще такого восторга публики.

— Да ведь он голый! — вдруг сказал какой-то ребенок.

Честным на весь город оказался только малыш, которого еще не научили врать и льстить.

После этой истории, думаю, королю пришлось многое изменить в управлении государством, так как не может не поразить всеобщее враньё, обман и глупость, и ничем не лучше - доверчивость простых людей. Чтобы государство было конкурентоспособным, в госаппарате должно быть большинство честных и умных руководителей, а в идеале должны быть все такие.


Разберем этот конфликт по версии Конфликторинга «К-2020-Инверсный»
Слово о воровстве (мошенничестве, обмане)
Воровство - это скрытый грабёж. Для того, чтобы человека можно было бы обворовать, должны быть всегда две причины: возможность это сделать и возможность это сделать тайно (воры не любят наказания). Все задачи этого класса решаются либо через недопущение возможности (не допущение причины), либо через обнаружение тайного (компенсация причины).

Выделим событие, когда «Ткачи» приступили к «шитью платья». Король приказал министрам следить за процессом изготовления платья, поставлять вовремя лучшие шелка и золотые нити. Министры догадывались, что «ткачи» не шьют никакого платья, а шелка и нити просто воруют. Однако, как сказать об этом королю, ведь обществу известно, что тот, кто «платья» не видит, тот глупый и не соответствует своей должности. Если сказать королю правду, то они будут в обществе казаться глупыми, а если не сказать королю правду, то они на самом деле будут глупыми.

Как можно было бы разрешить это противоречие по Конфликторингу?

Предмет спора (предмет переговоров) - министр.

Сторона спора 1
- министр (для упрощения решения спора возьмем одного министра). Здесь предмет спора и сторона 1 - министр.
Позиция А - скажет, что несуществующее платье есть.
Интерес 1 - умный на самом деле.
Министр действительно хочет быть умным на самом деле.


Сторона спора 2
- общество.
Позиция неА - скажет, что несуществующего платья нет.
Интерес 2 - общество оценит министра как умного.
Так как общество было введено в заблуждение (очень похоже на историю с «коронавирусом») по поводу чудесных свойств нового платья короля, то для него все, кто не видит платья - глупые.


Системное противоречие:
СТОРОНА 1 (министр).
СП-1: Если министр скажет, что несуществующего платья нет, то министр на самом деле умный, но общество оценит министра как глупого.
СТОРОНА 2 (общество).
СП-2: Если министр скажет, что несуществующее платье есть, то общество оценит министра как умного, но министр на самом деле глуп.

Принятие интересов друг друга
Министр хочет быть умным на самом деле. Общество оценивает министров умными, ведь не хочется, чтобы тобой правили дураки. Интересы не конфликтуют.

Общий интерес
Сильное государство.

Король, министры и простые люди (общество) - одна государственная система, и потому их интересы направлены к интересу надсистемы (государству). Что такое государство? Это общественный договор, по которому люди отдают часть своей свободы госаппарату для того, чтобы те, кто работает в нём, организовали жизнь людей наилучшим образом. А зачем это нужно людям? Люди по природе эгоисты (это определено с давних времен). Чтобы эгоизм был разумным, чтобы люди не уничтожали друг друга, повинуясь своим страстям, государство создаёт законы. Зачем? Общество, организованное наилучшим образом, становится конкурентоспособным в отношении других государств.

ИКР (Интегративный конечный результат)
Сильное государство, министр на самом деле умный и общество оценивает министра как умного и достойного своей должности.

Что мешает ИКР? Как создать Крах (подробнее о Крахе в статье «Архетипы конфликта»).
НеСинтез - слабое государство.
НеИнтерес 1 - министр на самом деле глупый.
НеИнтерес 2 - общество думает, что министр глупый.

Построим причинно-следственную цепочку событий, чтобы найти общую причину для разрешения конфликта.
Общая причина - доверчивость людей.
Людям конечно же свойственно доверять другим людям. Это то, что объединяет людей. Но, если не развито логическое мышление, то доверие превращается в простофильство, а это уже плохо. Пользуются этим обманщики. «Ткачи» воспользовались сложившейся ситуацией.

Использование вариантов решения конфликта
1. Не допустить причину.
Если бы король ввел обучение логике еще в школах, то подобный обман провернуть было бы трудно. Но, раз люди не владели логикой, то не допустить доверчивость нельзя. Архетип «Интеграция» здесь не может выполнить свою функцию.

2. Компенсировать причину.
Архетип «Возмещение» может помочь разрешить конфликт так:
доверчивое общество само не может открывать правду, но в истории известны такие люди как юродивые, а у королей всегда были шуты. Однако, при всех прочих условиях, дети всегда считаются честными, когда смотрят на дела взрослых (устами младенцев глаголит истина).

Потому, решение находится заменой министра ребёнком, который сам ещё врать не умеет, и у общества нет к нему предубеждений.

Эта история построена на логической манипуляции.
- Бросил ли ты пить коньяк по утрам?
Чтобы человек ни ответил, он будет либо алкоголиком, который не бросил пить
коньяк по утрам, либо бывшим алкоголиком, который ранее злоупотреблял коньком.

Выход из подобных манипуляций простой: замена контекста или действующего лица, которому навязали противоречие.
- Вы не обо мне говорите. Лучше о себе откройте тайну.
или
- По утрам я пью только чай, а Вы? Тоже чай? Значит Вы бросили пить?

3. Устранить последствия помехи.
Последствия Краха будут ужасными: бунты, воровство, обман короля министрами и т.п. После силового наведения порядка, королю все равно придется внедрять в школы логику и диалектику, чтобы люди получили логическое мышление. Архетип «Альтернатива» будет работать здесь так, что каждая сторона самостоятельно будет достигать своих интересов. Подумать стоит вод над чем. Как общество само может научиться считать министров умными и достойными? Как министр сам может быть умным?

КОММЕНТАРИЙ
Главная цель логики - построение причинно-следственных цепочек, соответствующих действительности. Все научные методы, теории, знания направлены только на то, чтобы человек мог построить причинно-следственную цепочку благоприятных событий или вредных явлений. Конфликторинг помогает строить такие цепочки для переговоров и решения конфликтов.

О решении
Король и министр, если бы знали о методе Конфликторинг, могли бы сформулировать противоречие, а затем решить его самостоятельно. В сказке обстоятельствам пришлось разрешать противоречие, а король и министры оказались в глупом положении.

Им просто надо было пригласить ребёнка... Человека не связанного ни с властью, ни с общественным мнением.

КОНТАКТЫ:
Автор технологии «Конфликторинг» Алексей Юрьевич Щинников, основатель и руководитель Саратовской Школы ТРИЗ (АС ТРИЗ).
https://vk.com/saratovtriz
https://conflictoring.ru